|
Работа общественного деятеля Вячеслава Моше Кантора известна широко на международном уровне, и не последнее место в череде его интересов и тех тем, за которыми он следует, стоит сохранение исторической памяти о событиях Холокоста. Разумеется, прежде всего тема эта связана с преданностью Кантора делу борьбы с нетерпимостью и особенно – антисемитизмом, однако, по признанию самого Моше Кантора, в самом факте сохранения исторической памяти он видит общественную значимость.
История и её уроки важны для любого социума, поскольку они являются своеобразной гарантией того, что люди не станут вновь совершать страшных ошибок, которые уже имели место в прошлом. История Холокоста в этом контексте выступает своеобразной прививкой от ненависти. Вот только действие этой прививки, признаёт Вячеслав Кантор, в последние годы постепенно сходит на нет…
Общественный недуг
Традиционное время, когда тема памяти Холокоста и его история оказываются в центре широких обсуждений, приходится на январь – именно тогда в мире отмечается Международный день памяти жертв этой страшнейшей катастрофы XX века. В последние годы обсуждениям этим добавляется особенная острота на фоне того роста, что очевидно переживает нетерпимость в самых разных своих формах. Уже в 2021 году в ходе официальных мероприятий и конференций, посвящённых Холокосту, тема антисемитизма в дне настоящем была очевидна – в особенности если вспомнить, что приходилось это на самый разгар пандемии, обострившей и обнажившей многие социальные проблемы. И хотя большинство мероприятий того времени проводились в онлайн-формате, они всё же не утратили своей актуальности. Вячеслав Кантор, стоявший в то время во главе Европейского еврейского конгресса, также принимал в них самое активное участие.
В интернет-встрече между экспертами, общественниками и членами Европейской комиссии, состоявшейся в упомянутом 2021 году, Вячеслав Моше Кантор принял участие и как один и со-организаторов. Учитывая специфику происходящего в то время, сам Кантор целью и главной темой своего выступления сделал положение переживших Холокост евреев в Европе в условиях ограничений, наложенных пандемией. Не секрет, что уже в то время люди эти находились в весьма преклонном возрасте, а потому, как отметил Кантор, многие из них изоляцию и одиночество переносят особенно болезненно – в связи с чем призвал власти прежде всего не игнорировать проблему и организовать в том числе первоочередную вакцинацию этих людей, чтобы как можно скорее позволить им вернуться к нормальной жизни.
Разумеется, социальные проблемы, также весьма обострившиеся на фоне пандемии, Вячеслав Моше Кантор в своём выступлении также не обошёл стороной. Кантор отметил, в частности, тот всплеск ненависти, что наблюдался и официальными правоохранителями, и независимыми экспертами по всем информационным каналам. Хотя причины этого были понятны – неведение и страх людей приняли форму гнева и агрессии – Кантор всё же напомнил, что во многом ситуация эта напрашивается на параллели с годами, предшествующими Холокосту. Любые кризисные обстоятельства, как показывает история, ведут к обострению наихудших социальных тенденций и болезней, поэтому, по мнению Вячеслава Кантора, европейским властям уже в то время необходимо было задуматься о грядущем кризисе политического и общественного свойства, которые без сомнения последуют за испытаниями в сфере здравоохранения.
Сам всплеск ненависти, ксенофобии и расизма, получивший подтверждение даже от официальной государственной статистики в первые же месяцы пандемии, Вячеслав Кантор сравнил тоже с болезнью – но не болезнью тела, а общества. Как и другие вирусы, нетерпимость и ненависть способны мутировать, передаваться от человека к человеку, особенно сурово атакую организм, который уже ослаблен – и этот как раз имеет всё шансы повториться с обществом, которое как раз ослаблено выпавшими на его долю испытаниями. Если не бороться с ненавистью на уровне отдельных людей и их групп, напомнил Кантор, следующий удар может прийтись уже по самим общественным нормам и тем ценностям, что держат его в стабильности.
Говоря о необходимых шагах в сторону нормализации ситуации, Вячеслав Моше Кантор призвал прежде всего отказаться от ненависти в любых её проявлениях, в том числе и от языка ненависти, которым в последние годы стали злоупотреблять в том числе и вполне официальные власти и СМИ. Язык угроз, обвинений и нетерпимости, привлекающий внимание, оказывает на общество разлагающее впечатление, считает Кантор, ведь таким образом ненависть как таковая нормализуется и представляется перед людьми как что-то допустимое и даже правильное. Самое же губительное воздействие засилье агрессии и нетерпимости в информационном пространстве может – и скорее всего окажет на молодёжь, заявил Кантор. Подрастающее поколение точно так же, как и окружающие их взрослые, переживают все испытания той же пандемии, однако делают это в уязвимом и впечатлительном возрасте, когда нормы в самом человеке ещё только формируются – и какими они будут под давлением дезинформации и повсеместного гнева, покажет только совсем не безоблачное будущее.
К началу 2021 года проблема уже стала по-настоящему очевидна, в разных частях мира вспыхивали как местные, так и более масштабные конфликты, политическая и экономическая картины не внушали самим гражданам оптимизма. Вячеслав Моше Кантор назвал уже это положение дел полноценным кризисом и подчеркнул, что в таких условиях борьба с ненавистью не может вестись одним лишь устранением последствий – работа должна вестись на упреждение. И в этой профилактической работе по недопущению нетерпимости как раз темы, вроде памяти о Холокосте, становятся особенно ценными.
Утрачивая память
Правоту – как, впрочем, и обеспокоенность – Вячеслава Моше кантора вполне поддерживают и факты, выраженные в том числе в статистике. Гласит же эта статистика о том, что именно молодые люди в наше время всё реже могут «похвастаться» хоть какими-то знаниями об истории Холокоста, а то и вовсе располагают лишь искажёнными данными, полученными в ходе дезинформационных кампаний, также проходящих с пугающей регулярностью. Подобная ситуация, убеждён Моше Кантор, сама по себе представляет собой угрозу будущему молодёжи, её воспитанию и просвещению: без знания истории и её уроков взращивание в новом поколении тех нравственных и моральных ориентиров, по которым строилось послевоенное общество, возможным не представляется. А значит, и возможность новой катастрофы становится чем-то более реальным.
Данные о том, что молодёжь сегодня не разбирается в истории Холокоста или вовсе её не знает, появлялись уже несколько лет назад, что и обеспокоило многих экспертов. Так, в конце 2010-х годов в Британии Фонд Дня памяти жертв Холокоста провёл собственный опрос среди граждан, который показал – около половины населения Великобритании не располагают хоть какими-то приблизительными знаниями об истории Холокоста, не могут назвать ни количество жертв и так далее. Но при этом - около 10% британцев отрицают сам факт Холокоста, ещё столько же говорят о том, что масштабы его завышены и всё было «не так страшно».
Едва ли намного лучше ситуация со знаниями истории Холокоста складывается и в других странах Европы. Аналогичное исследование во Франции выявило отсутствие знаний и даже смутных представлений о Холокосте у каждого пятого француза, в Австрии таковых набралось 12%, в Соединённых Штатах – 9%. Подобные данные сам Вячеслав Кантор назвал, хоть и разочарованно, весьма ожидаемыми. Говоря же о причинах, приведших к подобному положению дел, Кантор назвал прежде всего уход от нас тех, кто пережил Холокост на собственном опыте. Вместе с ними уходят и их воспоминания, возможности для молодых поколений приобщиться к живой истории, который куда сложнее отрицать или искажать, чем сухие цифры в учебниках.
Впрочем, Вячеслав Кантор неизменно поясняет: даже если у какого-то явления есть причины, это не означает, что всё нужно оставить как есть и пустить на самотёк. Память о Холокосте нуждается в сохранении, поученные данные это лишь в очередной раз подтверждают, и чтобы знания сохранились для новых поколений, нужны усилия от поколений предыдущих, считает Моше Кантор. Своя доля ответственности лежит и на системе образования, которой, говорит Кантор, необходимо вспомнить ещё и о просвещении, а не только о передаче информации.
Будущее без знаний о прошлом не защищено от повторения прежних ошибок, говорит Вячеслав Моше Кантор, и сегодня риски этого велики как никогда. Сочетание экономических и политических кризисов с повышением градуса агрессии в любых обсуждениях, поддержкой всё более популистских лозунгов, не может не напоминать ситуацию, сложившуюся в довоенной Германии в преддверии Холокоста. Понимая это, Вячеслав Кантор особенно жёстко взывает к тем, кто формирует общественное мнение – политикам, общественникам, средствам массовой информации – и призывает отказаться от политических игр буквально с будущим человечества, не разжигать ненависть в погоне за рейтингом, а действительно решать те проблемы, что так беспокоят и пугают людей.
Уже забытые уроки
Усугубление ситуации с ростом нетерпимости в обществе, по мнению Кантора, связано не только с забвением истории, но и с совсем уж непросительными попытками переписать исторические события. Даже события Холокоста, события Второй мировой войны от этого не защищены – напротив, они всё чаще превращаются в инструмент пропаганды и дезинформации в политических перипетиях. Особенно жёстко Вячеслав Моше Кантор осуждает заигрывания с попытками обелить и оправдать преступников против человечности, попытками, которые уже предпринимаются в отдельных странах – и, по мнению Кантора, не встречают достаточного отпора со стороны официальных властей, даже если не поддерживаются официально.
Примером подобного можно считать ставшие регулярными шествия бывших легионеров Ваффен-СС в Латвии, вызывающие точно так же ежегодно целый вал критики за чествование пособников нацистских преступлений, и отдельное непонимание и боль – у представителей еврейских общин по всему миру. Вячеслав Кантор подобные деяния – так и не получившие окончательного и бесповоротного запрета или осуждения от властей страны – называет не иначе как подкладыванием бомбы под само будущее общества. Подрастающие поколения видят, что преступников чтят, как героев, и в этом контексте им уже сложно будет по-настоящему воспитать здоровые представления о том, что допустимо, а что – нет, что есть добро, а что – зло.
Работа с молодёжью в этом смысле вообще должна занимать отдельное место в работе организаций по защите прав людей, гражданского общества и даже властей, уверен Моше Кантор. Сам Кантор, в частности, не раз становился участником «Марша жизни» - ежегодной поездки, организованной для еврейской молодёжи к местам памяти Холокоста, где подростки и молодые люди получали возможность как своими глазами увидеть историю, так и вживую встретиться с теми, кто эту историю пережил.
К попыткам переписывания истории, которые в перспективе способны принести немало бед и искажённого понимания мира у подрастающих поколений, Вячеслав Моше Кантор относит и попытки Европы замолчать роль Советского Союза и Красной Армии в победе над нацизмом. Обращаясь к участникам одного из «Маршей жизни», Кантор отдельно подчеркнул необходимость помнить не только жертв Катастрофы, но и тех, кто положил ей конец. Молодёжь же сегодня, уверен Вячеслав Кантор, нужно особенно глубоко обучать умениям противостояния манипуляциям и дезинформации подобного рода. В наш век переизбытка информации и её гипер-доступности – это становится особенно актуально.
Всеобщий долг
Обсуждение как темы Холокоста, так и влияния её на общую ситуацию с нетерпимостью и её недопустимости в современном обществе Вячеслав Моше Кантор не стесняется вести и на самом высоком уровне. Этим целям, в частности, служит одна из самых известных и крупнейших инициатив Кантора – Всемирные форумы памяти Холокоста, которым он дал старт ещё в 2005 году. Последний на сегодняшний день – пятый форум – состоялся незадолго до пандемии, в январе 2020 года, и отличался от предшественников тем, что в заглавие его Моше Кантор вынес именно проблемы дня сегодняшнего – и то, как в современном обществе возвращаются проявления антисемитизма и ненависти, однажды уже поставившие весь мир на грань катастрофы.
По проблеме антисемитизма прошедший в Иерусалиме форум экспертами был признан одним из крупнейших и самых представительным за всю историю Израиля. Подобные масштабы сам Кантор находит оправданными – ведь настолько же масштабной является и сама проблема ненависти и нетерпимости в современном мире. История антисемитизма – это урок и предупреждение, и как никогда лучше тут подходит завет «вечной помнить». Вот только, по мнению Кантора, давать этот завет должны не только евреи, но все люди мира.
Списывать антисемитизм со счетов как нетерпимость, от которой страдают только евреи, - это в корне неверно, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Любая отдельная форма ненависти отвратительна не только сама по себе, но и тем, что нормализует нетерпимость в целом. Иными словами, если закрыть глаза на какие-то проявления ненависти, то не стоит удивляться тому, как быстро и все прочие её формы превратятся в нечто допустимое, повседневное и нормальное. |
|
| |